Самый распространенный вид кузова — седан

Кузов "Седан"Тип кузова седан — это закрытый кузов с багажником, для легкового автомобиля, в котором багажник структурно отделяется от салона.  В ранних моделях авто, имеющих  седан кузов, багажник выглядел как прикреплённый к задней стенке корпуса машины своими руками чемодан-кофр, либо отсутствовал вообще, он не имел подъёмной дверцы на задней стенке, как современные машины.

Обычно оснащался двумя либо тремя (пример такого авто «Чайка» ГАЗ-14 и ЗИМ) рядами сидений полного размера.

От ретро до наших дней

Такой тип кузова сегодня наиболее распространённый среди всех типов кузовов легковых машин. Седан тип кузова бывает трёх объёмный и двух объёмный, имеет и двух дверной, и четырёх дверной корпус, при подсчете дверей, багажное отделение не учитывают.

Четырёх дверной кузов, производства 1930-х годов, имеет два визуальных объёма и вертикальную заднюю стенку, на которой расположен багажник-кофр.

Седан четырех дверной с багажником - кофром
Седан четырех дверной с багажником — кофром

Сегодня «седан» ассоциируется, как правило,  с трёх объёмными кузовами, как например, опель астра в новом кузове седан, но раньше многие строились двух объёмными; примером служат практически все машины, выпущенные до самого конца 1930годов, отечественный аналог — ГАЗ-М20«Победа».

Как правило, заднее стекло седана всегда жёстко закреплено и не движется (не опускается, поднимается), но спинка на заднем сидении может оснащаться лючком, либо полностью или частично откидываться, при перевозке длинномерных грузов.

Однако есть исключения, например Хардтоп-седан фирмы Mercury Monterey, выпуска 1963года имел опускающееся заднее стекло.

Меркурии Монтерей с опускающимся задним стеклом
Меркурии Монтерей с опускающимся задним стеклом

В 1960х годах в Штатах на авто марки Mercury был уникальный кузов с названием Breezeway, имевший опускающееся заднее стекло (которое движется по направляющим вверх-вниз, так же, как и подъёмные стёкла в боковых дверях; при этом задняя стойка крыши имеет обратный наклон, стекло располагается почти вертикально).

В более поздних вариантах  заднее стекло откидывалось с помощью электропривода, а нижняя кромка его слегка выдвигалась наружу, чтобы обеспечить проточную вентиляцию салона; однако подобный случай остался уникальным, а с массовым появлением и доступностью установок для кондиционирования воздуха, использование такого новшества прекратилось.

Седаны были популярны в странах Северной Америки,  до 1960-х годов двух дверные авто были популярны не меньше четырёх дверных. Однако в 1960-е годы основным типом кузова становится двух дверной хардтоп, а в 1970-е, популярность снова завоевали седаны, в основном четырёх дверные, как опель астра седан в новом кузове, цена которого вполне приемлемая, на которые и сегодня приходится львиная доля выпуска всех легковых авто.

До сих пор можно иногда встретить двух дверные седаны, на североамериканском рынке, из чисто маркетинговых соображений получившие обозначение «купе».

В Европе в 1960-х годах двух дверные седаны среднего класса по популярности не уступали  четырёх дверным, как менее дорогие, а среди авто класса «Москвич» либо «Запорожец» их было большинство (наиболее известными примерами стали — знаменитейший «Фольксваген-Жук», а так же «Фиат-600», и практически все модели раннего производства «Опель-Кадет»). Кузовные запчасти на фольксваген поло седан сегодня можно достать без проблем.

Среди машин европы «среднего класса», вроде Opel Rekord и более поздных серий Ford Taunus, двух дверные седаны по своей популярности тоже сравнимы с четырёх дверными. Подавляющее большинство четырёх дверных седанов были лишь машины высокого класса.

В семидесятых годах двух дверные седаны, а среди малого и среднего класса — и четырёх дверные были вытеснены из Европы практичными хетчбэками — трёх и пяти дверными. Этот процесс зародился во Франции, где в конце шестидесятых большая часть выпущенных авто приходилась на хетчбэки. Окончательно  же европейский стандарт авто малого класса задал германский хетчбэк Volkswagen Golf (Фольксваген Гольф).

Последние, снова разработанные в Европе двух дверные седаны массово производились вначале 1980годов —, Audi80, OpelAscona и другие. А четырёх дверной седан в 1980-е годы казался в Европе устаревшим. Хотя, впоследствии оба этих типа кузова на рынке Европы заняли чётко определенные ниши.

На рынках СССР и территории пост советского пространства, и в развивающихся странах, в которых массовая автомобилизация только начинается, четырёх дверной седан всё еще остаётся самым популярным типом корпуса ввиду своей представительности, это отражает малую доступность, а потому высокую престижность транспорта для жителей, и универсальности, такую роль  играет единственный автомобиль в семье.

Попытка, предпринятая в СССР  в восьмидесятых годах, заменить их по примеру Европы на хетчбэки потерпела полное фиаско — после стремительного перехода к экономике рынка седаны восстановили свою необычайную популярность, а в следующем поколении вытеснили хетчбэки.

Поэтому в своё время европейские хетчбэки для таких рынков зачастую переделывались в седаны, для примера, подобная судьба постиглаVolkswagen Polo и Peugeot 206. Правда, сегодняшние потребители, российские например, чаще выбирают хетчбэки, однако, популярность седанов  все еще остаётся значительной. Играет роль и то, что, например, гарантия на кузов поло седан десять лет от проникающей коррозии.

Основные типы кузова
Основные типы кузова

Классический тип седана (по-английски  formal sedan) имеет чётко выраженные три объёма —это  двигательный отсек, салон и багажный отдел, и ещё центральную стойку, при этом длина объёмов первого и третьего получается примерно одинаковой. Лучше понять отличие кузова хэтчбек от седан, фото вверху поможет вам.

Изначально, ближе к концу тридцатых годов, трёх объёмные кузова только начинали получать распространение, в них третий объем был коротким, по сути небольшим выступом на задней стенке. В конце пятидесятых — начале шестидесятых стало модно изготовление багажника той же длины, что и капот, однако, после середины 60-х третий объём постепенно уменьшался по длине, при этом одновременном увеличивалась его высота для компенсации объёма, что и сформировало характерный для современных авто клиновидный силуэт. Именно эта форма кузова получилась целесообразной и с точки зрения аэродинамики.

Нотчбэк

Хетчбэк, имеющий подобную форму задней части еще может называться нотчбэк. В странах Северной Америки так называется любой трёх объёмный кузов, и даже кузов пежо 206 седан с выделенным багажным отделением. А в странах Европы так могут называться лифтбэки и хетчбэки, имеющие небольшой уступ на задней двери (а по терминологии Форд, он будет называться — «Aeroback»).

Хардтоп

Четырёхдверным хардтопом называется седан, не имеющий центральной стойки.

Кузов типа хардтоп
Кузов типа хардтоп, центральная стойка отсутствует

Стёкла дверей хардтопа обычно не имеют наружных рамок, либо имеют убирающиеся рамки, которые закрепляются на стекле.

В СССР для таких кузовов использовалось даже такое понятие как «полнообзорный лимузин».

Настоящие ( без стоечные — pillarless по-английски ) четырёх дверные хардтопы производились только в США, в семидесятых годах, это были как правило, большие и довольно тяжёлые автомобили, как например Oldsmobile98. Сравнительно небольшое количество подобных автомобилей было произведено в Японии в период семидесятых — девяностых годов.

Примечание: Двух дверные хардтопы было принято называть «купе» не зависимо  от конфигурации его кузова, однако более корректным термином в таком случае будет именно термин «двух дверной хардтоп».

Хардтоп Oldsmobile 98
Хардтоп Oldsmobile 98

Кузовы авто, у которых стекла дверей так же не имеют рамок, однако центральная стойка у них есть, не являются хардтопами. К ним в следует отнести авто компаний Ford, Chrysler и GM производства семидесятых годов с корпусами, имевшими обозначение colonnade hardtop и pillared hardtop, а также японские модели, вроде Toyota Sprinter, Toyota Crown,  Marino и другие.

Фастбэк

Фастбэк Опель астра
Фастбэк Опель астра

Седаны (как двух дверной, так и четырех дверной),  имеющие два объёма и покатую заднюю стенку кузова, либо когда нечетко выражен третий объём, как Опель на рисунке выше, могут называться фастбэком (от английского — fastback), ещё существовуют коммерческие названия — Aerosedan и Torpedo.

Размер кузова опель астра седан довольно компактный, при его вместительности и хорошей скорости, поэтому он и сегодня остается популярной моделью.

Размеры Опель Астра
Размеры Опель Астра

Для опель астра седан размеры кузова приводим для сравнения с другими типами корпусов автомобилей. Сам термин «фастбэк» как правило означает покатую либо плавно сускающуюся линию крыши, и может применяться относительно других типов, например, принято различать хетчбэк-фастбэк от купе-фастбэк. Наиболее распространён подобный тип линии крыш на купе ввиду из-за аэродинамических преимуществ.

Длиннобазный седан

Существующий длиннобазный седан (от английского long base sedan) (как пример, «Чайка» ГАЗ13) — имевшая удлинённый кузов, часто имевшая три ряда сидений. Этот тип от лимузина отличается отсутствием в кузове перегородки. Длиннобазные модели, как правило имеют по три окна боковых. Довольно редко, встречаются и шести дверные длиннобазные модели корпусов.

Лифтбэк

Лифтбэк, поднимающийся багажник
Лифтбэк, поднимающийся багажник

Примечание: Этот тип не является разновидностью седана, он, промежуточный между ним, хэтчбеком и  универсалом.

От хэтчбека такой тип кузова отличается размером заднего свеса —хэтчбек имеет свес короче, чем седан, а  лифтбэк — такой же. Поэтому за границей к такому типу причисляются многие автомобили, из отечественных подобными признаками обладает всем знакомый Иж-Комби.