Тип кузова седан — это закрытый кузов с багажником, для легкового автомобиля, в котором багажник структурно отделяется от салона. В ранних моделях авто, имеющих седан кузов, багажник выглядел как прикреплённый к задней стенке корпуса машины своими руками чемодан-кофр, либо отсутствовал вообще, он не имел подъёмной дверцы на задней стенке, как современные машины.
Обычно оснащался двумя либо тремя (пример такого авто «Чайка» ГАЗ-14 и ЗИМ) рядами сидений полного размера.
От ретро до наших дней
Такой тип кузова сегодня наиболее распространённый среди всех типов кузовов легковых машин. Седан тип кузова бывает трёх объёмный и двух объёмный, имеет и двух дверной, и четырёх дверной корпус, при подсчете дверей, багажное отделение не учитывают.
Четырёх дверной кузов, производства 1930-х годов, имеет два визуальных объёма и вертикальную заднюю стенку, на которой расположен багажник-кофр.
Сегодня «седан» ассоциируется, как правило, с трёх объёмными кузовами, как например, опель астра в новом кузове седан, но раньше многие строились двух объёмными; примером служат практически все машины, выпущенные до самого конца 1930годов, отечественный аналог — ГАЗ-М20«Победа».
Как правило, заднее стекло седана всегда жёстко закреплено и не движется (не опускается, поднимается), но спинка на заднем сидении может оснащаться лючком, либо полностью или частично откидываться, при перевозке длинномерных грузов.
Однако есть исключения, например Хардтоп-седан фирмы Mercury Monterey, выпуска 1963года имел опускающееся заднее стекло.
В 1960х годах в Штатах на авто марки Mercury был уникальный кузов с названием Breezeway, имевший опускающееся заднее стекло (которое движется по направляющим вверх-вниз, так же, как и подъёмные стёкла в боковых дверях; при этом задняя стойка крыши имеет обратный наклон, стекло располагается почти вертикально).
В более поздних вариантах заднее стекло откидывалось с помощью электропривода, а нижняя кромка его слегка выдвигалась наружу, чтобы обеспечить проточную вентиляцию салона; однако подобный случай остался уникальным, а с массовым появлением и доступностью установок для кондиционирования воздуха, использование такого новшества прекратилось.
Седаны были популярны в странах Северной Америки, до 1960-х годов двух дверные авто были популярны не меньше четырёх дверных. Однако в 1960-е годы основным типом кузова становится двух дверной хардтоп, а в 1970-е, популярность снова завоевали седаны, в основном четырёх дверные, как опель астра седан в новом кузове, цена которого вполне приемлемая, на которые и сегодня приходится львиная доля выпуска всех легковых авто.
До сих пор можно иногда встретить двух дверные седаны, на североамериканском рынке, из чисто маркетинговых соображений получившие обозначение «купе».
В Европе в 1960-х годах двух дверные седаны среднего класса по популярности не уступали четырёх дверным, как менее дорогие, а среди авто класса «Москвич» либо «Запорожец» их было большинство (наиболее известными примерами стали — знаменитейший «Фольксваген-Жук», а так же «Фиат-600», и практически все модели раннего производства «Опель-Кадет»). Кузовные запчасти на фольксваген поло седан сегодня можно достать без проблем.
Среди машин европы «среднего класса», вроде Opel Rekord и более поздных серий Ford Taunus, двух дверные седаны по своей популярности тоже сравнимы с четырёх дверными. Подавляющее большинство четырёх дверных седанов были лишь машины высокого класса.
В семидесятых годах двух дверные седаны, а среди малого и среднего класса — и четырёх дверные были вытеснены из Европы практичными хетчбэками — трёх и пяти дверными. Этот процесс зародился во Франции, где в конце шестидесятых большая часть выпущенных авто приходилась на хетчбэки. Окончательно же европейский стандарт авто малого класса задал германский хетчбэк Volkswagen Golf (Фольксваген Гольф).
Последние, снова разработанные в Европе двух дверные седаны массово производились вначале 1980годов —, Audi80, OpelAscona и другие. А четырёх дверной седан в 1980-е годы казался в Европе устаревшим. Хотя, впоследствии оба этих типа кузова на рынке Европы заняли чётко определенные ниши.
На рынках СССР и территории пост советского пространства, и в развивающихся странах, в которых массовая автомобилизация только начинается, четырёх дверной седан всё еще остаётся самым популярным типом корпуса ввиду своей представительности, это отражает малую доступность, а потому высокую престижность транспорта для жителей, и универсальности, такую роль играет единственный автомобиль в семье.
Попытка, предпринятая в СССР в восьмидесятых годах, заменить их по примеру Европы на хетчбэки потерпела полное фиаско — после стремительного перехода к экономике рынка седаны восстановили свою необычайную популярность, а в следующем поколении вытеснили хетчбэки.
Поэтому в своё время европейские хетчбэки для таких рынков зачастую переделывались в седаны, для примера, подобная судьба постиглаVolkswagen Polo и Peugeot 206. Правда, сегодняшние потребители, российские например, чаще выбирают хетчбэки, однако, популярность седанов все еще остаётся значительной. Играет роль и то, что, например, гарантия на кузов поло седан десять лет от проникающей коррозии.
Классический тип седана (по-английски formal sedan) имеет чётко выраженные три объёма —это двигательный отсек, салон и багажный отдел, и ещё центральную стойку, при этом длина объёмов первого и третьего получается примерно одинаковой. Лучше понять отличие кузова хэтчбек от седан, фото вверху поможет вам.
Изначально, ближе к концу тридцатых годов, трёх объёмные кузова только начинали получать распространение, в них третий объем был коротким, по сути небольшим выступом на задней стенке. В конце пятидесятых — начале шестидесятых стало модно изготовление багажника той же длины, что и капот, однако, после середины 60-х третий объём постепенно уменьшался по длине, при этом одновременном увеличивалась его высота для компенсации объёма, что и сформировало характерный для современных авто клиновидный силуэт. Именно эта форма кузова получилась целесообразной и с точки зрения аэродинамики.
Нотчбэк
Хетчбэк, имеющий подобную форму задней части еще может называться нотчбэк. В странах Северной Америки так называется любой трёх объёмный кузов, и даже кузов пежо 206 седан с выделенным багажным отделением. А в странах Европы так могут называться лифтбэки и хетчбэки, имеющие небольшой уступ на задней двери (а по терминологии Форд, он будет называться — «Aeroback»).
Хардтоп
Четырёхдверным хардтопом называется седан, не имеющий центральной стойки.
Стёкла дверей хардтопа обычно не имеют наружных рамок, либо имеют убирающиеся рамки, которые закрепляются на стекле.
В СССР для таких кузовов использовалось даже такое понятие как «полнообзорный лимузин».
Настоящие ( без стоечные — pillarless по-английски ) четырёх дверные хардтопы производились только в США, в семидесятых годах, это были как правило, большие и довольно тяжёлые автомобили, как например Oldsmobile98. Сравнительно небольшое количество подобных автомобилей было произведено в Японии в период семидесятых — девяностых годов.
Примечание: Двух дверные хардтопы было принято называть «купе» не зависимо от конфигурации его кузова, однако более корректным термином в таком случае будет именно термин «двух дверной хардтоп».
Кузовы авто, у которых стекла дверей так же не имеют рамок, однако центральная стойка у них есть, не являются хардтопами. К ним в следует отнести авто компаний Ford, Chrysler и GM производства семидесятых годов с корпусами, имевшими обозначение colonnade hardtop и pillared hardtop, а также японские модели, вроде Toyota Sprinter, Toyota Crown, Marino и другие.
Фастбэк
Седаны (как двух дверной, так и четырех дверной), имеющие два объёма и покатую заднюю стенку кузова, либо когда нечетко выражен третий объём, как Опель на рисунке выше, могут называться фастбэком (от английского — fastback), ещё существовуют коммерческие названия — Aerosedan и Torpedo.
Размер кузова опель астра седан довольно компактный, при его вместительности и хорошей скорости, поэтому он и сегодня остается популярной моделью.
Для опель астра седан размеры кузова приводим для сравнения с другими типами корпусов автомобилей. Сам термин «фастбэк» как правило означает покатую либо плавно сускающуюся линию крыши, и может применяться относительно других типов, например, принято различать хетчбэк-фастбэк от купе-фастбэк. Наиболее распространён подобный тип линии крыш на купе ввиду из-за аэродинамических преимуществ.
Длиннобазный седан
Существующий длиннобазный седан (от английского long base sedan) (как пример, «Чайка» ГАЗ13) — имевшая удлинённый кузов, часто имевшая три ряда сидений. Этот тип от лимузина отличается отсутствием в кузове перегородки. Длиннобазные модели, как правило имеют по три окна боковых. Довольно редко, встречаются и шести дверные длиннобазные модели корпусов.
Лифтбэк
Примечание: Этот тип не является разновидностью седана, он, промежуточный между ним, хэтчбеком и универсалом.
От хэтчбека такой тип кузова отличается размером заднего свеса —хэтчбек имеет свес короче, чем седан, а лифтбэк — такой же. Поэтому за границей к такому типу причисляются многие автомобили, из отечественных подобными признаками обладает всем знакомый Иж-Комби.