Нередко автомобили с пробегом имеют бурную историю. Для того, чтобы выгоднее их продать, владельцы перекрашивают свои машины, придавая этим корпусу лоск. Особенно важно для покупателя не взять экземпляр, побывавший в аварии. Такие машины давно научились восстанавливать до такой степени, что найти следы вмятин не может даже хороший специалист.
Поэтому часто используются специальные приборы, которые называют толщиномеры. Они могут точно определить толщину слоя краски и шпатлевки.
У нового автомобиля толщина лакокрасочного покрытия (ЛКП) всегда одинаковое. Обычно оно составляет 80-150 микрон. Конкретное значение зависит конкретной марки и того, к какому классу машина относится. Самый тонкий слой у китайских и корейских автомобилей из-за того, что производители в этих странах на краске откровенно экономят. Поэтому у этих марок толщиномер покажет от 80 до 100 мкм. А вот у европейских и японских марок толщина ЛКМ зависит от класса машины. Чем он выше, тем солиднее выкрашен экземпляр. Например, у Тойоты Аурис толщина 80-100 микрон, у Камри больше – 120-140. У БМВ 3 – примерно 110 мкм, у БМВ 5 – 120-140. Мерседес на краске не экономит – на них лкм обычно 120-150 мкм.
Специалисты обычно знают какой слой краски должен быть на той или иной модели. Существенное превышение этого значения – признак того, что машина перекрашивалась. Если же в каких-то местах показания прибора значительно колеблется, это значит, что перед нами битая деталь, на которой гладкую поверхность выправляли с помощью шпаклевки.
Проблема в том, что после того, как появилась покраска авто под толщиномер выявить перекрашенное авто стало трудно, а при хорошем качестве работ и вовсе невозможно. И, если раньше под прибор красились в основном премиальные модели, то теперь попадаются даже бюджетные машины.
Что значит покраска под толщиномер
Содержание
Покраска под толщиномер значит, что прибор будет показывать ровно те значения толщины краски и грунта, что и положено для конкретной модели, причем без разброса цифр.
Заводское покрытие включает 3 вида ЛКМ:
- грунтовка (10-20 мкм);
- базовая краска (10-20 мкм для каждого слоя, обычно их от 2 до 5, чем выше классом машина, тем больше);
- лак (примерно 50-70 мкм).
Эти показатели нужно тщательно соблюсти. В этом случае можно будет легко провести любителя или не очень опытного специалиста. Впрочем, настоящих профессионалов не так много, поэтому неопытные покупатели, взяв в сопровождение понимающего (как они полагают) человека, далеко не всегда ограждают себя от ошибки. Во-первых, «бывалый» может разбираться в чем-то другом, а не в малярных работах, а во-вторых, случается, что авторитет у «группы поддержки» мнимый.
Возможно ли и зачем это делают
Естественно, что при самостоятельной покраске в гараже ничего не получится. Требуется работа специалистов и профессиональное оборудование. Каждый этап покраски тщательно проверяется толщиномером. Грунт и краска наносятся равномерно, каждый слой тщательно высушивается, только потом наносится новый.
Работа должна выполняться очень аккуратно, без спешки, поэтому справятся с ней не на всех СТО. Но в результате получается покраска в заводскую толщину, так что любой прибор будет обманут.
Но тут есть нюансы. Все зависит от технологии, по которой проводился ремонт.
Обзор технологий
В настоящее время есть 3 способа покраски под прибор:
- замена детали на новую;
- нанесение металлизированной шпаклевки;
- снятие старого слоя ЛКП до металла с новой окраской.
Новая деталь
Способ применяется, если помята деталь, которую можно заменить на другую. Например, крыло или капот. В данном случае старую деталь отправляют на переплавку. Для новой корпусной части требуется подобрать точный колер, чтобы она не отличалась от остального корпуса. Чтобы сделать это на высоком уровне, используется специальное импортное оборудование.
Предварительно толщиномером выясняют конкретный показатель для ЛКП модели. На новой он должен быть в точности такой же. Излишнюю толщину снимают с помощью полировки. Но такую работу тоже должен делать опытный спец, иначе есть риск появления волн на поверхности. На глаз они видны не будут, а прибор покажет.
Старая деталь со снятием краски
Покраска старой детали по-новому производится, если новую достать слишком сложно или в целях экономии.
Старое ЛКМ тщательно снимается механизированным способом до заводского грунта. Для этого применяется наждачка с зерном Р120-180. После этого берут более тонкий абразив с зерном Р240-320, с помощью которого слой грунта матуется до того, как появятся проблески металла.
Чем равномернее снят грунт до металла, тем лучше выйдет конечный результат.
Металлизированная шпаклевка
Способ, к счастью, пока достаточно редкий, но самый опасный. Проблема в том, что неизвестно, сколько нанесли выравнивающего вещества, если слишком толсто, то могут появится трещины, даже просто отскочить кусок ЛКП. Кроме того, так часто маскируют битые автомобили с поведенным корпусом.
Шпаклевка под толщиномер отличается от обычной тем, что в нее введены микрочастица металла. Толщиномер измеряет неметаллический слой, проникнуть сквозь сталь он не может. Следовательно, учитывать слой шпаклевки он не будет, проигнорировав место ремонта.
Некоторые приборы способны распознать подобные составы из-за небольшого количества частиц или использования цветных металлов, но такие толщиномеры дорогие и встречаются достаточно редко.
Выбор материалов
Лучше не заниматься самому подобным вопросом. Красить должны профессионалы. Они знают особенности материалов, какая шпаклевка, грунт, краска и лак подходят для той или иной машины и используемого ими оборудования. Если вы не доверяете им покупку материалов, то договоритесь, что покупать их будете сами. Можно также дополнительно проконсультироваться у стороннего профессионала, если он подтвердит выбор, то значит, он сделан верно.
Как красить пошагово
Окрас под толщиномер должен выполняться очень тщательно, обязательно в камере.
- Подготовленную для последующей окраски деталь или весь корпус автомобиля моют и обезжиривают, сушат.
- Кузов равномерно покрывается на один слой эпоксидной грунтовкой, он имеет толщину 20 мкм.
- Наносится необходимое количество раз базовая краска. Каждый слой дает по 10-15 микрон.
- Финальная стадия – покрытие лаком. Слои обычно составляют 30 мкм. Наносят лак как правило в 2 слоя, но если в параметры уложится не получается, то возможно его распыление с меньшей толщиной, т.е. в половину слоя.
Изменяя сочетания числа нанесений грунтовки, основной краски и лакового покрытия возможно подогнать толщину ЛКМ для отдельной детали до параметров на остальном автомобиле.
При полной окраске корпуса сделать нужную толщину даже проще, так как не нужно выдерживать такие строгие параметры толщины, главное, чтобы покраска была равномерна на всех корпусных деталях. Поэтому подобрать количество слоев проще, они наносятся без необходимости уменьшать или увеличивать расход краски.
Часто, если нужно точно выдержать параметры покраски детали, первые слои наносят умышленно максимально тонко, потом проверяют результат прибором и уже потом дополнительными операциями производят подгонку толщины. Т.е. грунт под толщиномер специально распыляют максимально тонко. Хорошо набившие руку умельцы способны добиваться результата, практически неотличимого для отремонтированной детали от параметров лакокрасочного покрытия для остального автомобиля.
Можно ли отличить от заводского окраса и как это сделать
На самом деле хороший специалист даже, если и не скажет, что «тачка перекрашена», то сомнения у него появятся и делать покупку он отговорит. Но это относится только к профессионалам, которые на проверке автомобилей «собаку съели», а таких немного.
Тем более сложно определить место ремонта, если деталь на замену использовали оригинальную, а все работы выполнял опытный автомаляр, а результат работы оценивает любитель. У него порой просто нет достаточного опыта, чтобы даже явные огрехи покраски определить.
Обращайте внимание на нюансы, которые достаточно легко понять даже неспециалисту. Красить под толщиномер приходится с подгонкой на заключительном этапе, т.е. могут наносится лишние слои лака или делать их излишне толстыми, из-за чего появляется эффект шагрени на поверхности. Иногда слишком толстый слой начинает отслаиваться или подтекать. Чтобы найти подобные дефекты нужно осматривать автомобиль очень тщательно, также проблемное место можно найти, осторожно проведя кончиками пальцев по корпусу. Также обращайте внимание на наплывы на кромках, разнотонность колера, шероховатость поверхности, признаки рихтовки. В общем при наличии опыта факт перекраски можно определить вообще без какого-либо прибора. Но еще нужно знать и нюансы покраски конкретной модели и марки. Встречаются случаи, когда заводская покраска напоминает артефакты, появляющиеся после ремонта.
Также выдать факт ремонта порой способна металлизированная шпаклевка. Дело в том, что металлических частиц в веществе не особо много, поэтому некоторые приборы «хитрая» шпаклевка не обманывает и проверив дешевым толщинометром корпус, можно увидеть, скажем, величину в 120 мкм, а использовав прибор более высокого класса, внезапно увидеть уже 1000 микрон. И еще – в качестве металлического наполнителя ремонтном составе используются частицы цветных металлов, а не железа. Поэтому, если толщиномер может определять черные и цветные металлы подложки, определить использование металлизированной подложки будет проще простого. Например, электромагнитный прибор не работает с цветными металлами, поэтому место шпаклевки выдаст себя.
Вопрос-ответ
Какими бы ни были маляры, но опытный специалист определит признаки ремонта. Но он должен быть действительно профессионалом.
Это возможно, если использовался новый кузовной элемент, а покраска была проведена идеально. Но и в этом случае остаются едва заметные отличия в цвете, косяки при установке, волна, шагрень, попавшая на лак пыль. Не стоит полагаться только на прибор.
Это прибор, который позволяет измерить расстояние от приложенного к корпусу датчика до стальной детали.
Чтобы легко распознать места с неравномерной толщиной, используйте устройства, имеющие функцию непрерывного измерения. Им можно провести по детали по всей ее длине и будет видно, как колеблются показатели. Обычно, когда с детали счищалась краска, то это делается не совсем равномерно, поэтому разброс показателей, хотя и будет небольшой, но проявит себя.
Нет, это устройство неразрушающего покроя, датчик сделан так, что не повреждает краску. Если хозяин противится проверке, утверждая, что вы поцарапаете машину, то лучше с его автомобилем не связываться.
Стоит ли это делать и цена вопроса
Не всегда следы ремонта – это очень плохо. Порядка половины авто старше 5 лет проходили кузовной ремонт. Особенно часто страдают крылья и дверцы. Зато для покупателя факт обнаружения восстановленных деталей – отличная возможность получить приличную скидку для вполне отличного автомобиля.
Именно поэтому к технологии прибегают, чтобы выгодно продать машину. Нужно учитывать, что по стоимости такая покраска выше обычной в 2,5-3 раза из-за повышенной трудоемкости, более жестких требований к качеству оборудования и материалов и квалификации персонала.
Для дорогих моделей, особенно премиум класса, предпродажный ремонт себя полностью окупает. А вот для эконом-класса не всегда. Исключение – восстановление помятого крыла или дверцы. Окраска всего корпуса себя не окупит. Еще один плюс – машина будет выглядеть выигрышно и быстрее уйдет с рук. Даже, если кто-то поймет, что ее восстанавливали, то вряд ли он сообщит об этом всем потенциальным клиентам на авторынке.