Как поменять обивку сидений самостоятельно

Обивка кресел автомобиля со временем изнашивается и теряет вид, может пострадать целостность каркаса сидений, что портит не только вид салона, но может повлиять и на управление транспортным средством. Водить автомобиль с нерабочими креслами весьма некомфортно, а также небезопасно. Если делать ремонт сидений автомобиля своими руками и не использовать услуги мастерских, можно сберечь весьма большую сумму денег. Затем их можно будет израсходовать на незаменимые запчасти для любимой машины.

Поврежденная обивка сиденья
Разрыв бокового шва обивки спинки

Виды дефектов

Наиболее частыми дефектами обшивки кресел в автомобилях являются сильные потертости сидений, подлокотников и подушек, наличие прожогов и разрывов обивки, а также неустойчивая работа пружин в сидениях, сломанное основание и прокладки сидений.

Восстановление автомобильного кресла

Ремонт автомобильных сидений обычно состоит из таких этапов, как:

  • подбор материала для новой обивки;
  • разборка всех деталей кресла и обшивки;
  • восстановление каркаса;
  • починка изношенных частей спинок и подушек;
  • раскрой и сборка новой обивки;
  • сборка готового изделия.

Чтобы осуществить ремонт сидений автомобиля своими руками, понадобится разбор всех частей каркаса, а также обшивки кресел.

Материалы и инструменты

Для начала приобретаем несколько кусков обивки. Цвет и качество материала зависят от вашего выбора, главное, чтобы салон смотрелся гармонично. Подойдет для работы синтетическая, искусственная, или же натуральная кожа, обивочная ткань и прочие подобные материалы. Для пошива потребуются ручные швейные иглы или швейная машина, шило, обычный или каучуковый клей, а также несколько видов ниток и кусок мела. Монтаж и демонтаж кресла, а также исправление дефектов каркаса потребуют применения комплекта гаечных ключей, плоскогубцев, отверток, нескольких кистей, молотка, пылесоса и обычной ножовки.

Демонтаж кресла и обивки

  1. Демонтированное кресло
    Демонтированное кресло
    Для начала нужно целиком разобрать автомобильное кресло. Сидения автомобиля крепятся болтами к полу. Выкручиваем их, размыкаем электрические разъемы.
  2. Снимаем старую обивку. Для этого отгибаем крепежи, которые держат обивку сидений с задней стороны, освобождаем кромку от внутренних креплений и стягиваем чехол. Делать это нужно с усилием, поскольку подушки пружинят и затрудняют стягивание. Затем необходимо снять поролон и обтяжку с прокладкой с каркаса кресла. Подобным методом осуществляется и разборка спинки, но для того, чтобы осуществить разборку шарниров сидения, необходимо открутить гайки, а затем отсоединить левое звено шарнира.

Восстановление каркаса

Каркас
Поврежденный каркас спинки сиденья
Разобранное сидение тщательно осматриваем на предмет повреждений. Проверяем целостность каркаса, поясничного упора (при его наличии), регулируем или ремонтируем при необходимости механизм наклона кресла и систему обогрева сидений. Для укрепления каркаса можно перетянуть его лентой (стропа), по типу корзинного плетения. Поясничный упор, в случае его отсутствия, можно смастерить самим, например, из поролона. Для этого из куска поролона вырежьте вставку, которая будет использоваться в качестве упора. Также можно использовать рукав от тонометра, накачанный воздухом и герметично запечатанный. При отсутствии системы обогрева будет нелишним смонтировать ее на этом этапе.

Раскрой и пошив новой обивки

  1. Снятый и распоротый чехол
    Промаркированные части обивки, подготовленные для кроя
    Приступаем к раскройке новых деталей для обивки. Раскройку обивки можно производить по заранее приготовленным заготовкам. Необходимо тщательно распороть все швы на испорченном сидении автомобиля. Быстро сделать это можно, лишь натянув полотно из тканевой основы так, чтобы швы были хорошо заметны. После этого с помощью ножа, распарывателя или ножниц нужно осторожно распустить швы, следя за нитяной строчкой. Чтобы легко удалить ткань с тех мест, где много прожогов, и с мест, где она приклеена к картону, надо смочить ее бензином, а потом аккуратно завернуть края с помощью простого ножа.
    Выкройка
    Создание выкройки
    Чтобы избежать путаницы в процессе сборки, маркером нужно пометить каждую деталь. Подготовленный материал необходимо разместить на столе в несколько слоев, затем закрепить зажимами друг к другу их бока, а сверху разместить ранее приготовленный шаблон раскройки. Рисуем контуры на обивке и раскраиваем материал с помощью ножниц. Помните, что при раскрое замши и алькантры ворс должен смотреть в одну сторону.
  2. Чтобы усилить обивочный материал, желательно наклеить на изнаночную сторону тонкий поролон на тканевой основе (поролоном к изнаночной стороне выкройки). При работе с клеем в этом случае будьте осторожны — излишки клея проникают в структуру и поролон может быть испорчен. Во избежание этого лучше применять клей в форме спрея.
  3. Далее необходимо выкроенные детали соединить. Лучше всего соединять с помощью швейной машины, простой швейной иглы или с помощью специального клея.
    Сшитые детали
    Детали, сшитые на швейной машине

    Во время склеивания необходимо всегда помнить, что соединяемые части должны быть чистыми и сухими. После того, как клей нанесен, надо немного подождать, чтобы он слегка загустел, а потом соединить детали и уложить их под пресс, чтобы склейка получилась качественной. Нужно знать все свойства применяемого клея. Перед его использованием, необходимо его проверить на прочность.
    Присоединять друг к другу детали можно и с помощью сварки. Но использовать этот способ желательно для обивок, которые становятся мягкими во время нагревания и могут быть соединены под давлением. К таким материалам обшивки можно причислить полимер, а также отдельные виды искусственных и синтетических кож. Потому ремонт кожаных сидений авто лучше не производить с использованием сварки, поскольку во время нее остужать приклеенные участки нужно под большим давлением. Прибегайте к помощи сварки только с искусственными материалами.
  4. Обработка стыков
    Обработка стыков внутреннего шва
    Остается приклеить отвороты шва с изнаночной стороны. Обрезаем полоски поролона, оставшиеся возле отворотов, а затем очищаем, отбиваем обычным молотком, обрабатываем клеем и прижимаем.Далее пришиваем отвороты двойной строчкой.
    Двойная строчка
    Двойная строчка для закрепления

Заключительный этап перетяжки

Перетяжка спинки
Перетяжка спинки готовой обивкой
Для полноценной сборки спинки автомобильного сидения, нужно поместить на особом стенде каркас этой спинки, закрыть все её пружины при помощи обтяжки, после чего в нескольких местах зафиксировать с помощью скрепок. Сверху умещается сама прокладка, которая довольно прочно закрепляется скрепками. Далее крепится поролоновый или полиуретановый наполнитель. Готовый чехол выворачиваем, расправляем и натягиваем на спинку сиденья. Подушка сидения автомобиля требует более внимательного подхода. Нужно поместить каркас подушки на стенде, прикрыть обтяжкой
Перетяжка сиденья
Перетяжка сиденья готовой обшивкой
все её пружины и попробовать закрепить с помощью скрепок в нескольких местах. Затем обычно на каркас укладывается особая прокладка, которая равномерно закрепляется по всему контуру большим количеством скрепок, полиуретановый наполнитель или поролон и одевается обивка, которую закрепляют за раму. Сложности возникают с рельефной формой, где требуется приложить немного больше усилий. Для этого используются пластиковые хомуты, которые продеваются сквозь подушку в специальные отверстия, и цепляются за спицу. Таким образом, края чехла натягиваются на раму сидения по контуру.
Завершающий этап сборки включает в себя:

  • Отпаривание
    Сушка и отпаривание готовой обивки
    чистку нового покрытия специальными моющими средствами для удаления пятен, оставленных в процессе изготовления и сборки;
  • просушку и отпаривание перетянутых деталей. Кожа или тканая обивка сидения прогревается струей горячего воздуха из фена и проутюживается. Чтобы избежать подпалин на новой обшивке, гладить следует через влажную ткань или использовать отпариватель.

Готовое перетянутое кресло
Полностью укомплектованное перетянутое кресло
Перед тем, как вернуть собранное перетянутое кресло в автомобиль, к нему крепятся все съемные детали. В заключение можно сказать, что осуществлять ремонт кожаных сидений автомобиля и его обшивки необходимо по-разному, в зависимости от моделей и типа машин. Любой опытный автомобилист знает об этих нюансах.