Выбор респиратора для покраски автомобиля

Покраска кузова машины требует от мастера соблюдения мер техники безопасности, а именно – защиты от вредных испарений, пыли и капель краски. Любые манипуляции с ремонтом авто необходимо проводить в хорошо вентилируемых помещениях, где регулярно обновляется воздушный запас. Если не соблюдать меры предосторожности и не одевать респиратор, можно отравиться вредными парами, получить хроническую или острую форму любого бронхо-легочного заболевания (пневмония, бронхит и так далее).

Проблема предохранения от химически активных продуктов покраски кузова машины была актуальна всегда и в 1974 г. сотрудники института, курирующего охрану труда в СССР (ВЦСПС), разработали санитарные стандарты и нормы. Данные регламентирующие акты, называемые «Санитарными правилами окрасочных работ», действуют и сейчас. Именно к этим документам отсылают всех, кто хочет защитить свой организм во время выполнения автомобильных покрасочных манипуляций.
Респиратор

Описание вредных веществ

Самыми опасными веществами процесса покраски автомобильной поверхности являются:

  • при нанесении состава — основы лака или эмали;
  • в процессе сушки – пары, выделяемые растворителями.

Важно: чем ближе подносится к кузову краскопульт, тем больше капель ЛКМ остается в воздухе.

Некоторые владельцы авто предпочитают красить их валиком или кистью, эстетичный внешний вид от этого сильно страдает. Какой же выход из ситуации? Использовать респиратор или иное средство для индивидуальной защиты.

Наиболее опасными веществами, выделяемыми в воздух во время покраски автотехники, считаются пары изоцианатов, а также растворители:

  1. сероуглерод;
  2. ксилол, толуол (производные бензола);
  3. сам бензол.

Предельная концентрация этих компонентов в воздухе мастерской опасна для здоровья человека. Даже если в системе нет растворителя, маска все равно нужна – вред отвердителей с изоционатной или амидной основой также весьма очевиден.

Описание средств индивидуальной защиты маляра

РеспираторФильтрация продуктов покраски авто – наиболее эффективная защита здоровья. По конструктивному исполнению все СИЗ различны, но преследуют один и тот же результат. Стандартный респиратор для фильтрации вдыхаемого воздуха – полумаска, которая прикрывает все дыхательные пути определенным элементом (адаптированным под условия окружающей среды). Фильтры в респираторе могут быть противопылевыми, универсальными и газовыми.

Самый простой вариант СИЗ – бумажная маска марки У2-К или поролоновая повязка на лицо, фиксируемая на голове завязками. Последний вариант называют «лепестком». Такие средства защиты нельзя назвать эффективными, бумажные вообще не рекомендуется применять во время покраски авто.

Описание фильтрующих респираторов

Респиратор должен задерживать не только пыль, но и адсорбировать вредные химические взвеси. Пример такого СИЗ – классическая конструкция РУ-60М, использующая слот для различных противоаэрозольных фильтратов. Каждый фильтр при этом содержит указания по перечню веществ, которые он может на себе задержать.

Важно: респиратор РУ-60М необходимо использовать с оригинальными фильтрующими элементами, в противном случае уровень защиты производить не берется.

РеспираторПеред покупкой такого защитного приспособления необходимо просчитать на перспективу расход всех необходимых комплектующих.

Дешевый респиратор для покраски авто можно купить либо отечественного, либо китайского производства. Пример первого – модель РПГ-67 стоимостью от 300 до 500 руб. за штуку. Но по долговечности недорогие СИЗ уступают продукции «ЗМ». Многие спросят – зачем платить больше, если не понятна разница между дорогим и дешевым средством защиты?

Любой фильтрующий элемент должен соответствовать стандарту.Европейским стандартом качества для респираторов для покрасочных работ является EN-149:2001. Данная система сертификации делит все СИЗ на изделия с тремя различными классами защиты:

  1. FFP1 с предельной концентрацией вредных веществ более 2 мг/куб. м. При этом концентрация дисперсной фазы не превышает 8 мг/куб. м. Сюда можно отнести выполнение штукатурных операций, выделение в воздух нетоксичной пыли;
  2. FFP2 с ПДК свыше 0,05 мг/куб. м и дисперсной концентрацией ниже 0,5 мг/куб. м. Вредными веществами этой группы выступают угольная и асбестовая пыль, а также токсические компоненты воздуха при выполнении сварочных работ, пайки и несложной окраски авто;
  3. FFP3 – предельно допустимая концентрация вредных компонентов ниже 0,05 мг/куб. м и концентрация дисперсии не превышает 1,5 мг/куб. м. При этом защищаться нужно от свинца, кадмия и сурьмы, выделяемых в воздух при малярных работах и пайке с помощью свинца и кислоты.

Описание изолирующих СИЗ

Выбирая респиратор для покраски авто, необходимо тщательно изучать сопровождающую его документацию. Некоторые, даже дорогие модели, могут не справиться со своей прямой задачей и пропустить через себя ядовитые испарения или частицы. Например, угольный респиратор отлично фильтрует многие вещества, но пропускает изоцианиды. Поэтому, если покраска авто выполняется с плохо вентилируемых помещениях и существует риск отравления парами процесса, лучше использовать СИЗ, которые полностью изолируют органы дыхания от вдыхания воздуха рабочей зоны.

Существует такое понятие, как ожидаемая степень защиты – ОСЗ (допустимый диапазон — от 50 до 10000. Так вот: изолирующий респиратор или маска обладают максимальной ОСЗ. Фильтрующие маски имеют ОСЗ от 5 до 50.

Стоимость изолирующих приспособлений достаточно высока. Некоторые умельцы переделывают РПГ-67, подключая к нему виниловый шланг нужного диаметра и компрессор с чистым воздухом.