Как ремонтировать литые диски

Поврежденные литые дискиАвтомобильные диски имеют свойство гнуться и ломаться. Это относится даже к литым дискам, хотя они заметно надежнее своих стальных аналогов из-за небольшого веса и хорошей балансировки. Он может согнуться или треснуть, от него может отколоться кусок или отвалиться какой-то элемент. Все эти повреждения поначалу незаметны, но со временем деформация увеличивается и начинает требовать ремонта. Чаще всего для исправления повреждений литых дисков применяется метод рихтовки.

В каких случаях может применяться рихтовка диска

Обычно, технология рихтовки применяется при небольших механических повреждениях, которые, в сущности, не особо мешают эксплуатации. Это трещины, сколы, изгибы, поврежденные фрагменты, потеря деталей крепления. В общем, рихтовка возможна лишь после непредвиденных ситуаций на дорогах, которые нельзя отнести к авариям:

  • столкновение с бордюром во время поворота или парковки;
  • неосторожный наезд на «лежачего полицейского»;
  • яма на дороге;
  • заводской дефект диска;
  • негативное воздействие окружающей среды.
Неисправность литого диска
Неисправность литого диска

Целесообразность применения рихтовки

Во многих случаях рихтовка действительно целесообразна, хотя и не очень безопасна. Но часто правка не имеет смысла, ведь другой тип ремонта подходит намного лучше. Вот несколько случаев, в которых рихтовка не подходит:

  • если на диске нет видимых повреждений, но он всё же является «бьющим»;
  • если диск, наоборот, слишком сильно поврежден и вообще не может использоваться;
  • если повреждение диска имеет такой характер, при котором для починки ему необходимо нагревание.

Рихтовка литых дисков – отнюдь не простой процесс. Эта методика не является «лекарством от всех болезней», а в определенных случаях она может даже навредить. Поэтому реставрация литых дисков своими руками возможна лишь в крайнем случае, когда нет возможности воспользоваться услугами шиномонтажа.

Принцип и технология рихтовки литого диска

Рихтовка молотком
Рихтовка диска молотком через плотную резину
При рихтовке никогда нельзя подвергать деформированные части литых дисков термической обработке, поскольку при нагреве изменяется структура металла, что влечет за собой деформацию всей конструкции диска. Самая безопасная и адекватная методика – это использование молотка или кувалды (в зависимости от размеров повреждения).
Сначала нужно «выровнять» деформацию молотком, а уже потом приступать к основной процедуре рихтовки. Но литые диски, в отличие от стальных, могут пострадать даже от обычного молотка, поэтому с ними нужно быть крайне осторожным. Вместо обычного молотка можно использовать специальный молоток для рихтовки.

Специальный молоток для рихтовки
Молоток для рихтовки

Во время этой ремонтной операции крайне желательно использовать специальный станок. В станке есть гидравлика, центровка и множество различных насадок. Понятно, что качественная правка возможна лишь на станции шиномонтажа: у обычного автолюбителя попросту нет такого станка, а своими руками он не сможет осуществить качественный ремонт. Также очень важен опыт рихтовки, который позволяет выполнить работу более качественно. Впрочем, и сама технология прокатки способна испугать обывателя, ведь она пестрит такими понятиями, как «внутреннее напряжение металла», «энергия абсорбции» и так далее.

На станциях шиномонтажа к рихтовке относятся очень серьезно. Мастера никогда не будут проводить эту процедуру, пока не убедятся, что деформация действительно присутствует и мешает нормальной эксплуатации автомобиля. Для того, чтобы «железно» убедиться в необходимости прокатки, должен возникать эффект «бьющего диска». Иначе этот метод ремонта может быть попросту нецелесообразным.

С помощью рихтовки можно произвести восстановление внешнего вида литого диска, но вернуть его в «первородное» состояние никак не удастся. Восстановить структуру металла вообще практически невозможно – по крайней мере, в условиях шиномонтажной станции.

Многие автосервисы в своей рекламе говорят об услуге восстановления, и это значит, что они нечестны с потенциальными клиентами. На эту особенность стоит обращать внимание.
Итак, рихтовка дисков применяется для мелких и средних повреждений, но лишь для тех, которые заметны «невооруженным» глазом. Если повреждение слишком уж мелкое и неприметное – лучше выбрать другой тип реставрации. С другой стороны, при особо сильных повреждениях процедура рихтовки не применима, поскольку восстановить такой диск невозможно. Даже с применением аргоновой сварки исправить получится только внешний вид, от вибрации диск развалится.

Лопнувший диск
Лопнувший диск, не подлежащий ремонту
Также, технология рихтовки почти исключает возможность нагревания. Поэтому, если починка литых дисков невозможна без нагревания каких-то его частей – нужно отказаться от рихтовки в пользу способа, поддерживающего термальную обработку.

Можно ли рихтовать литые диски своими руками?

Реставрация дисков своими руками – это вообще довольно неблагодарная процедура. Вооружившись кувалдой или молотком, можно визуально исправить неровности диска, но это не гарантирует полного исправления. Во время рихтовки очень важно сделать так, чтобы диск полностью вернулся к исходному внешнему виду. Даже миллиметровое отклонение может спровоцировать развитие нового повреждения, и процедура рихтовки окажется бесполезной.

Станок для правки дисков
Станок для правки колесных дисков
Но если у автолюбителя есть станок для рихтовки и определенный опыт шиномонтажа – он вполне может сделать это своими руками. В пользу самостоятельного ремонта говорит высокая стоимость этой услуги. Произвести ее дома на надлежащем уровне очень сложно, но зато не придется выплачивать автосервисам кругленькую сумму. В целом, своими руками ремонтировать литые диски можно, но не желательно.