Виды и принцип действия краскопульта


КраскопультЕсли вы хотите получить идеально ровную окрашенную поверхность, при этом затратив минимум времени — вам нужен краскопульт. Этот прибор представляет собой пульверизатор, распыляющий жидкости равномерно под действием давления. Используется краскопульт для покраски автомобиля, также применяется в быту, например, как опрыскиватель для растений.

Устройство краскопульта

Корпус устройства выполняется в виде пистолета, где в качестве курка используется пусковая кнопка. Пистолет имеет бачок, который, кстати, не всегда располагается сверху или снизу. Есть модели, в которых имеется возможность перемещать бачок по корпусу в зависимости от условий покраски авто. Пульверизатор имеет и другие важные узлы:

  • Краскопульт в разрезе
    Внутреннее устройство краскопульта
    сопло с двойным пневматическим диффузором и иглой;
  • регулятор для ограничения подачи воздуха;
  • регулятор подачи краски;
  • регулятор формы и размера факела.

При нажатии курка сжатый воздух направляется в бачок, в результате чего в сопло выталкивается его содержимое. Здесь же происходит смешение лакокрасочного покрытия с воздухом, после чего аэрозоль выбрасывается под давлением наружу, образуя покрасочную дымку. Интенсивность подачи воздуха изменяется регулятором, позволяющим устанавливать нужное давление, регулируя тем самым расход лакокрасочного покрытия при покраске авто. В области рукоятки устройства крепится также шланг, по которому сжатый воздух при покраске авто подаётся в краскопульт.


В действие пистолет может приводиться как сжатым воздухом от компрессора, так и электрическим током от бытовой электросети или аккумулятора. Многие автолюбители собирают электрический или пневматический краскопульт своими руками.
Электрический пульверизатор для покраски авто наиболее удобен для работы в домашних условиях. Здесь пистолет и моторный блок представляют собой единую систему. Электрический краскораспылитель бывает двух типов — воздушный и безвоздушный.

Пневматические аппараты, приводятся в действие сжатым воздухом. Важным критерием выбора конкретной модели является рабочее давление пневматического краскопульта. Диапазон давлений указывается в паспорте и обычно составляет 2-6 атмосферы. Однако, всегда необходимо учитывать, что выбранный вами пневматический пистолет для покраски и грунтовки автомобиля должен выдерживать большее давление по сравнению с тем, которое выдаёт компрессор. Именно поэтому всегда лучше приобретать сначала сам пульверизатор для покраски авто, а затем уже компрессор, подходящий к нему по производительности.

Основные виды краскопультов для покраски автомобиля

Разобравшись с устройством краскопульта для покраски авто, следует подробнее остановиться на том, как выбрать лучший пульверизатор. Все устройства можно разделить по категориям:

  • ручные и автоматические;
  • полупрофессиональные и профессиональные;
  • высокого и низкого давления.

Обычному автолюбителю выбрать нужную модель не составит труда, поскольку пульверизатор для покраски авто может принадлежать к одной из распространённых систем, которых, к слову, не так много.

В подавляющем большинстве случаев практическое применение у автолюбителей могут найти всего три вида краскораспылителей: RP, HVLP и LVLP.

Классификация краскопультов:

  • HP – довольно старый пульверизатор высокого давления;
  • RP — более современная система также высокого давления, пришедшая на смену HP;
  • HVLP система характеризуется большим объёмом переносимого на деталь лака, но уже при низком давлении;
  • Краскопульт HVLP
    Краскопульт HVLP технические характеристики
  • LVLP – работает также при низком давлении, но уже переносит небольшое количество материала на обрабатываемую деталь.

Теперь самое время разобраться, чем отличаются данные системы и как выбрать краскопульт для покраски или грунтовки автомобиля.

Особенности краскораспылительных систем

  1. RP – это пистолет высокого давления. При этом имеется ввиду не давление на входе в устройство, а давление в распыляющей головке. Фактически такой пистолет для покраски автомобиля не редуцирует входное давление – оно практически не изменяется на выходе из устройства. Их главная положительная особенность – сравнительно малое потребление воздуха. Потребляют для работы они в основном порядка 270 литров воздуха в минуту, что достаточно мало по сравнению с остальными видами пистолетов.
    Конечно, без минусов ни одна система не обходится – пистолет RP характеризуется не слишком большим переносом на поверхность материала краски или лака, что свидетельствует о его недостаточной экономичности. За счёт высокого давления в распылительной головке большое количество материала при работе просто «улетает» мимо. Кроме того, за счёт высокого давления часть материала просто рикошетит от поверхности. Таким образом, процент передачи, который обеспечивает краскопульт RP, составляет всего порядка 50-60%.
  2. HVLP — для работы в кустарных условиях подходит уже гораздо меньше, конечно, если это не электрический аппарат. Он потребляет порядка 350 л воздуха, что гораздо больше, чем у RP. Поэтому если нет компрессора, то такой краскопульт будет использовать сложнее. Хотя при этом он регулируется в очень большом диапазоне входного давления — от 2 до 4,5 атмосфер. В числе достоинств этих устройств — большой процент переноса грунтовки на поверхность.
    Пистолет HVLP работает с входным воздухом давлением не менее 2 атмосфер, при этом давление на выходе из устройства будет порядка 0,7 атмосфер. В этих условиях перенос материала на поверхность составляет уже порядка 80%. Это свидетельствует о том, что краскопульт довольно экономичен, но иногда возникают проблемы, связанные с возникновением подтеков. Стоит руке чуть задержаться на одном месте — подтек практически гарантирован. Поэтому краскопульт для покраски авто этой системы лучше будет выбрать опытному маляру.
  3. LVLP позволяет проводить работы при низком выходном давлении порядка 0,7 атмосфер при двух атмосферах на входе, перенося при этом небольшое количество материала. Переносимая на поверхность краска составляет свыше 75%. LVLP обладает повышенной экологичностью. Часто именно данную систему, в том числе и электрический её вариант, позиционируют как наиболее современную и удачную. В двух словах можно сказать, что LVLP гораздо более экономичен, чем RP, но менее производителен, чем HVLP. Тем не менее для покраски автомобиля своими руками именно данная система – лучший выбор.

Для порошковой покраски обычная краскораспылительная система не подходит, единственный выбор — специальный пистолет для порошковых красителей.

Особенности выбора краскопульта


Решая, какой краскопульт лучше выбрать для покраски авто, следует ориентироваться на следующие важные детали:
  1. Расход воздуха. Данный параметр зависит от того, какой объём материала следует переносить на поверхность детали. Для небольшого объёма работ следует выбирать пульверизатор, потребляющий не более 100 литров воздуха за минуту.
  2. Для масштабных работ уже более подойдёт профессиональный пульверизатор с производительностью по воздуху до 400 литров/мин. Следует обратить внимание, что компрессор должен иметь примерно на 20% большую производительность, чем требуется для работы краскопульта.
  3. Диаметр сопла. Для тонкой окраски обычно используются сопла № 0,2-0,5. Для большинства же малярных работ оптимальный выбор — широкие сопла № 1,6. В комплекте электрокраскопульт имеет несколько насадок для образования плоской, угловой или круглой формы факела. Универсальным диаметром сопла, подходящим для абсолютного большинства малярных работ, считается 1,4-1,7 мм.

Как настроить пульверизатор для работы

Единых рекомендаций по настройке покрасочного пистолета нет, каждый инструмент настраивается под владельца. А вот параметры настроек универсальны для любого вида краскопульта.


Проводить настройку и тестирование устройства следует, конечно, не на обрабатываемой детали. Для этого подойдёт и лист бумаги, закреплённый на вертикальной поверхности. Настройка производится в следующем порядке:
  • сначала необходимо отрегулировать специальным регулятором давление, воздуха, которое будет подаваться в краскопульт. Для этого сначала нужно полностью перекрыть воздух регулятором, а затем, нажимая на рукоять (ещё без краски в бачке), выбрать оптимальное давление для окраски авто, которое будет выдавать пульверизатор;
  • регулируем форму и размер факела. Цветовое пятно может быть отрегулировано по ширине для точного распыления, например, при окрашивании небольшой детали. Для этого пульверизатор имеет регулятор. Важно помнить, что при уменьшении размера факела параллельно следует уменьшать и подачу воздуха. Необходимо следить за тем, чтобы на тестовом образце не образовывалось подтёков. Если последние имеют место, то количество подаваемой краски нужно уменьшить.

Отметим в заключение, что профессиональный краскопульт, в том числе и электрический – довольно дорогое устройство, стоимость которого доходит до 1000 $. Поэтому для незначительных по объёму работ по нанесению лака и краски на авто рациональнее использовать простые баллончики с краской, либо попытаться сделать краскопульт своими руками.


загрузка...